Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного обучения и нижеследующие современные воспитательные технологии
№ п/п | Наименование
технологии |
Суть технологии | Задачи педагога |
1 | ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | Отличаются прежде всего своей
гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. |
|
2 | ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА | Реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучаемый совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. | |
3 | ТЕХНОЛОГИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ | Делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. | |
4 | ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА | Может быть рассмотрена как
образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества необходимо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. — Переход от педагогики требований к педагогике отношений. Гуманно – личностный подход к ребёнку. Единство обучения и воспитания Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современном образовательном учреждении: — превращение ОУ Знания в Воспитания; — постановка личности обучаемого в центр всей воспитательной системы; — гуманистическая ориентация воспитания, — формирование общечеловеческих ценностей; — развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; — возрождение национальных культурных традиций; — сочетание индивидуального и коллективного воспитания; — постановка трудной цели. |
|
5 | ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ | Цель технологии — учет индивидуальных особенностей обучаемых в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. | |
6 | ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ | Это технология воспитания основана на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения:
— оградить достоинство педагога, — сохранить достоинство ребенка, — корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.
|
|
7 | ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ | Технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами.
Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи. |
|
8 | ТЕХНОЛОГИЯ ПРДЪЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕБОВАНИЯ | Это технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления.
Педагогическое требование – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: — скрытая педагогическая позиция, — этикет в оформлении требования, — детализация выдвигаемых требований, — акцентирование на положительной программе действий, — положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов |
|
9 | ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОСТУПКОВ ОБУЧАЕМЫХ | Это технология воспитания в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения.
Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации обучаемого среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: — недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, — признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
|
|
10 | ИНОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ИКТ). | Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия педагога и обучаемого, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания. |
|
11 | ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕФЛЕКСИВНОГО
САМОВОСПИТАНИЯ (Олег Сергеевич Анисимов, Николай Петрович Капустин) |
Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.
Индивидуализированное воспитание – такая организация Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
|
|
12 | ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
(Караковский В.А., доктор педагогических наук, профессор, Новикова Л.И.) |
Ведущей идеей является ориентация на личность обучаемого, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. | |
13 | ТЕХНОЛОГИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА |
Основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента – обучаемые вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность.
Технология саморазвития личности позволяет: — осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию; — формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию; — формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу. |
|
14 | ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО
ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Игоря Петровича Иванова |
Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. |
|
15 | ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАННОГО
КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ Василия Александровича Сухомлинского |
Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям. |
|
16 | ТЕХНОЛОГИЯ «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА» Льва Васильевича Тарасова, кандидата педагогических наук, профессора. |
Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь — экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции. Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.
Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.
|
|
17 | МОДЕЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ Александра Александровича Католикова, педагога – новатора, по системе коммуны А.С. Макаренко |
Дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи:
— труд – основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение — обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; — школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.
|
|
18 | АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ «РУССКАЯ ШКОЛА» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) | Имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение обучаемых в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России.
|