0

Современные воспитательные технологии в учреждении дополнительного образования

Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного обучения и нижеследующие современные воспитательные технологии

 

№ п/п Наименование

технологии

Суть технологии Задачи педагога
1 ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Отличаются прежде всего своей

гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

 
2 ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА Реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучаемый совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.  
3 ТЕХНОЛОГИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.  
4 ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА Может быть рассмотрена как

образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества необходимо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные

педагогические технологии.

— Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

Гуманно – личностный подход к ребёнку.

Единство обучения и воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современном образовательном учреждении:

— превращение ОУ Знания в  Воспитания;

— постановка личности обучаемого в центр всей воспитательной

системы;

— гуманистическая ориентация воспитания,

— формирование

общечеловеческих ценностей;

— развитие творческих способностей ребёнка, его

индивидуальности;

— возрождение национальных культурных традиций;

— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

— постановка трудной цели.

 
5 ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Цель технологии — учет индивидуальных особенностей обучаемых в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.  
6 ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Это технология воспитания основана на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения:

— оградить достоинство педагога,

— сохранить достоинство ребенка,

— корректировать поведение ребенка.

Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

 

 
7 ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами.

Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

 
8 ТЕХНОЛОГИЯ ПРДЪЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕБОВАНИЯ Это технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления.

Педагогическое требование – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы.

Основные правила предъявления педагогического требования:

— скрытая педагогическая позиция, — этикет в оформлении требования, — детализация выдвигаемых требований,

— акцентирование на положительной программе действий,

— положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов

 
9 ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОСТУПКОВ ОБУЧАЕМЫХ Это технология воспитания в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения.

Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации обучаемого среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания:

— недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком,

— признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.

 

 
10 ИНОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия педагога и обучаемого, «вступать» с ними в диалог.

Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.

 
11 ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕФЛЕКСИВНОГО

САМОВОСПИТАНИЯ

(Олег Сергеевич Анисимов, Николай Петрович Капустин)

Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Индивидуализированное воспитание – такая организация
воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия педагога и обучаемого (учителя и ученика) являются приоритетными.

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции.

Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

 

 
12 ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

(Караковский В.А., доктор педагогических наук, профессор, Новикова Л.И.)

Ведущей идеей является ориентация на личность обучаемого, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.  
13 ТЕХНОЛОГИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
(Герман Константинович Селевко, руководитель Центра развития и
саморазвития личности Международной Академии наук педагогического
образования, академик)

Основывается на широком использовании  самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента – обучаемые вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность.

Технология саморазвития личности позволяет:

— осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;

— формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;

— формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.

 
14 ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО

ТВОРЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ  Игоря Петровича Иванова

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

 
15 ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАННОГО

КОЛЛЕКТИВНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Василия Александровича Сухомлинского

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты.

Человечности, сострадания, уважения к родителям.

 
16 ТЕХНОЛОГИЯ «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА» Льва Васильевича Тарасова,
кандидата педагогических наук, профессора.
Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь — экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции. Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.

Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.

 

 
17 МОДЕЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ  Александра Александровича
Католикова, педагога – новатора, по системе коммуны А.С. Макаренко
Дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи:

— труд – основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение

— обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства;

— школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.

 

 
18 АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ «РУССКАЯ ШКОЛА» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) Имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение обучаемых в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России.

 

 

 

Добавить комментарий